Дополнительные факторы, изменяющие освещенность: описание и фото

HELPER.BY

Опасные и вредные производственные факторы: ОСВЕЩЕННОСТЬ

Многочисленными исследованиями установлено большое влияние освещенности рабочих поверхностей на производительность труда. Особенно велико влияние освещенности на производительность труда для технологических процессов с большим объемом зрительных работ.

Увеличение освещенности способствует улучшению работоспособности даже в тех случаях, когда процесс труда практически не зависит от зрительного восприятия.

При плохом освещении человек быстро устает, работает менее продуктивно, возрастает потенциальная опасность ошибочных действий и несчастных случаев. Наконец, плохое освещение может привести к профессиональным заболеваниям (например, близорукость, спазм аккомодации и др.).

Большое гигиеническое значение имеет естественное освещение. Образуемое в результате взаимодействия прямого и отраженного света диффузное освещение помещений создает благоприятное распределение яркости, что оказывает положительное действие на зрение.

Значение естественного освещения заключается и сильном тонирующем действии света на организм человека. Действие это вызывается не только ультрафиолетовыми излучениями (большая часть их через обычное стекло в помещение не проходит), но и излучениями видимого спектра, к которым в течение тысячелетий приспосабливался глаз человека. Нельзя не отметить и огромного психологического действия естественного освещения на человека. Естественный свет создает у людей ощущение непосредственной связи с окружающим миром, природой и успокаивающе действует на нервную систему.

У лиц, которые по характеру работы частично или полностью лишены естественного света, может возникнуть «световое голодание».

В зависимости от спектрального состава свет может оказывать возбуждающее действие и усиливать чувство тепла (оранжево-красный), или наоборот – успокаивающее (желто-зеленый), или усиливать тормозные процессы (сине-фиолетовый).

Неправильно выполненное освещение может явиться причиной травматизма в результате плохо освещенных опасных зон, слепящего действия ламп и бликов от них, резких теней, которые могут вызвать полную потерю ориентации работающих.

Неправильная эксплуатация осветительных установок, а также ошибки, допущенные при их проектировании и установке в зданиях с пожаро- и взрывоопасными производствами, могут привести к пожару, взрыву и несчастным случаям.

Значительную опасность при использовании газоразрядных ламп представляет так называемый стробоскопический эффект.

Стробоскопический эффект – явление искажения зрительного восприятия вращающихся, движущихся или смещающихся объектов в мелькающем свете, возникающее при совпадении кратности частотных характеристик движения объектов и изменения светового потока во времени в осветительных установках, выполненных газоразрядными источниками света, питаемыми переменным током. При совпадении частоты движения детали и частоты пульсации источника света движущаяся деталь кажется неподвижной. Это обстоятельство может создать травмоопасную ситуацию, увеличивает вероятность ошибок.

Пульсации яркости рабочих поверхностей во времени вызывают зрительное утомление и снижают производительность труда.

Гигиенические требования к производственному освещению, основанные на психофизических особенностях восприятия света и его влияния на организм человека, могут быть сведены к следующим:

  • спектральный состав света, создаваемого искусственными источниками, должен приближаться к солнечному;
  • уровень освещенности должен быть достаточным и соответствовать гигиеническим нормам, учитывающим условия зрительной работы;
  • должна быть обеспечена равномерность и устойчивость уровня освещенности в помещении во избежание частой переадаптации и утомления зрения. В то же время, по имеющимся данным, при длительной работе в равномерно освещенном пространстве может нарушаться восприятие формы объектов, реализующееся, в конечном счете, в зрительных галлюцинациях.

Освещение не должно создавать блесткости (чрезмерной слепящей яркости) как самих источников света, так и других предметов в пределах рабочей зоны, что также отрицательно влияет на работника. Блесткость нарушает условия комфортного зрения, ухудшает контрастную чувствительность или оказывает оба эти действия одновременно.

Загрязнение остекленных поверхностей световых проемов, а также загрязнение стен и потолков значительно снижает уровень освещенности.

Освещение рабочего места – является важнейшим фактором создания нормальных условий труда. В производственных помещениях используется три вида освещения: естественное (источником его является солнце), искусственное (когда используются только искусственные источники света), совмещенное (характеризуется одновременным сочетанием естественного и искусственного освещения).

Естественное освещение создается природными источниками света прямыми лучами и диффузным светом небосвода (от солнечных лучей, рассеянных атмосферой). Естественное освещение является биологически наиболее ценным видом освещения, к которому максимально приспособлен глаз человека.

В производственных помещениях используются следующие виды естественного освещения:

  • боковое – через светопроемы (окна) в наружных стенах;
  • верхнее – через световые фонари в перекрытиях;
  • комбинированное – через световые фонари и окна.

Искусственное освещение на рабочих местах осуществляется лампами накаливания и газоразрядными лампами, которые являются источниками искусственного света.

Действующими строительными нормами и правилами предусмотрены две системы искусственного освещения: система общего и комбинированного освещения.

Общее освещение предназначено для освещения всего помещения, оно может быть равномерным и локализованным. Местное освещение (в системе комбинированного) предназначено лишь для увеличения освещенности только рабочих поверхностей или отдельных частей оборудования и не создает необходимой освещенности даже на прилегающих к ним площадях. Оно может быть стационарным и переносным. Применение только местного освещения не допускается.

Совмещенное освещение применяется в том случае, когда только естественное освещение не может обеспечить необходимые условия для выполнения производственных операций. Совмещенное освещение – сочетание естественного и искусственного света. Искусственное освещение в системе совмещенного может функционировать постоянно (с недостаточным естественным освещением) или включаться с наступлением сумерек.

Кроме рабочего освещения нормами предусматривается устройство аварийного, эвакуационного, охранного и дежурного освещения.

Аварийное освещение предусматривается в тех случаях, когда отключение рабочего освещения и связанные с этим нарушения обслуживания оборудования могут привести к взрыву, пожару, нарушению технологического процесса и т.п.

Эвакуационное освещение предназначено для безопасной эвакуации людей.

Охранное освещение предусматривается вдоль границ территорий, охраняемых в ночное время.

Дежурное освещение – освещение в нерабочее время.

В помещениях, где возможно возникновение стробоскопического эффекта, необходимо предусматривать включение соседних ламп в три фазы питающего напряжения или включающие их в сеть с электронными пускорегулирующими аппаратами.

Для поддержания эффективности освещения необходимо обеспечить регулярную чистку световых проемов, стен, потолков, осветительных устройств.

Немаловажное значение для создания благоприятных условий для выполнения зрительной работы имеет цветовая отделка помещений и рациональная окраска оборудования. Применение физиологически оптимальных цветов, наименее утомляющих зрение оказывает благоприятное воздействие на человека. К ним относятся цвета средней части спектра (желтые, оранжево-желтые, зеленовато-желтые, желтовато-зеленые, зеленовато-голубые, голубовато-зеленые, голубые) и белый.

Если по условиям работы требуется повышенная освещенность, стены и потолки следует окрашивать в белый и светло-желтый цвет, так как известно, что светлые поверхности отражают 80% падающего на них света.

Дополнительные факторы, изменяющие освещенность: описание и фото

Виды источников света

Оборудование для павильонной фотосъемки

— Портретная тарелка. Благодаря конструктивной особенности “портретной тарелки” свет получается одновременно сконцентрированным и мягким. Именно поэтому эту насадку используют при съемке портретов. Также эффект “портретной тарелки” можно дополнять сотами или софт-насадками.

Рефлекторы. Одна из наиболее часто применяющихся насадок при студийной съемке – это рефлектор, позволяющий ограничить световой поток по углу распространения и концентрировать его в нужном направлении. Рефлекторы бывают различных типов — стандартные, фоновые, рассеивающие и зонтичные. Зонтичные рефлекторы используются при съемке вместе с зонтами, и их главная задача заключается в том, чтобы направить отраженный свет на рабочую поверхность зонта. Фоновые рефлекторы помогают фотографу равномерно осветить задний план, а рассеивающие рефлекторы, напоминающие спутниковые «тарелки, необходимы для того, чтобы жесткий свет от импульсной вспышки не попадал на снимаемый объект. Кроме того, сегодня на рынке представлены и разнообразные параболические рефлекторы, которые используются для ограничения света под определенным углом.

Софт-боксы. Конструкция софт-бокса состоит из легкого металлического каркаса, который обтягивается плотной тканью. Причем внутренняя часть ткани (металлизированный слой) принимает форму, заданную ею каркасом, и становится, по сути, рефлектором, отражающим световой поток на четырехугольный экран-диффузор. Таким экраном-диффузором является специальный кусок ткани, которая хорошо рассеивает свет, но при этом практически не влияет на его спектральный состав. Достаточно часто софт-боксы применяются в студийной съемке для создания рисующего и заполняющего света, а также для получения равномерного мягкого освещения снимаемого объекта.

Длинные софт-боксы, длина которых в несколько раз превышает ширину, называют стрип-боксами, которые чаще всего используются для освещения моделей в полный рост, а также при съемке крупных предметов. Стрип-боксы (или их еще называют стрипы) отлично подходят для создания длинных и узких бликов на отражающих поверхностях. Окто-боксы – это восьмиугольные софт-боксы большого диаметра. Используются в качестве рисующего света для групповых портретов. В портретной и предметной съемках дают круглую форму бликов в глазах моделей или на глянцевых предметах.

Тубусы и соты. Среди других насадок на осветительное оборудование, применяемых в студийной съемке, можно отметить тубусы и соты. Тубусы представляют собой насадки конической формы, позволяющие ограничивать световой поток до узкого, направленного пучка света. С помощью такой насадки фотограф может выделить светом нужную деталь, расставить определенные акценты. Соты – это насадки с мелкоячеистой структурой, помогающие создавать пучок света, состоящий из практически параллельных лучей.

Источники постоянного света. Помимо импульсных осветителей, в студийной фотосъемке могут использоваться и источники постоянного света. Источники постоянного света часто задействуются при предметной съемке, когда традиционные импульсные вспышки за время длительности импульса не могут обеспечить фотографу создание нормальной экспозиции. Также источники постоянного света применяются для более точной оценки распределения света, теней и бликов при выстраивании кадра, что при использовании обычных импульсных осветителей иногда бывает сделать проблематично. Многие профессиональные фотографы вообще считают, что источники постоянного света предпочтительнее, чем импульсные осветители при портретной съемке.

Стойки предназначены для крепления различного оборудования, расположения его в студии и выставления по высоте. Журавль — стойка с краном и грузилом для установки осветительных приборов, разработан таким образом, чтобы удерживать любой вес, в том числе софт-боксы и окто-боксы.

Другое оборудование. Набор аппаратуры, применяемой в условиях профессиональной фотостудии, очень широк. К примеру, те же вентиляторы не только служат для охлаждения осветительного оборудования. Особые туннельные вентиляторы с регулируемой мощностью вращения помогают сделать так, чтобы на снимке волосы модели развивались, а ее одежда трепетала под дуновением ветра. Работа с осветительным оборудованием требует его синхронизации с камерой. Для этого, в частности, используется так называемый ИК-пускатель, который крепится на место внешней вспышки фотоаппарата. ИК-пускатель осуществляет синхронизацию работы осветительного оборудования и камеры через инфракрасный импульс, гарантируя, тем самым, что открытие затвора камеры и световой импульс произойдут одновременно. Синхронизация может осуществляться и по проводам, либо посредством радиоприемника, подключаемого к источнику света (передатчик, соответственно, подключается к камере).

Для студийной съемки фотографу потребуется и хорошая оптика. В частности, для предметной съемки понадобится макро объектив, позволяющий снимать с очень близкой дистанции и отличается максимальной резкостью и детализацией. Съемка в студийных условиях также позволяет фотографу создавать поистине уникальные условия с объемными атмосферными декорациями и задымленностью. Для этой цели в студии используется генератор дыма, которая дает возможность создавать в помещении туман нужной плотности, выступающий в качестве фона.

Только грамотно подобранная студийная аппаратура открывает перед фотографом широкое поле для всевозможных творческих экспериментов, воплощения его замыслов и эффектов профессиональной фотосъемки. В условиях студии можно организовать самые разнообразные схемы освещения, обеспечить создание тумана или ветра. Нужно только уметь работать с разнообразным фотооборудованием и осветительной техникой.

Освещенность помещений. Характеристики освещения и способы их улучшения.

Любой источник света является источником светового потока, и чем больший световой поток попадает на поверхность освещаемого предмета, тем лучше этот предмет видно. А физическая величина, численно равная световому потоку, падающему на единицу площади освещаемой поверхности, именуется освещенность.

Освещенность обозначают символом Е, и находят ее значение по формуле Е = F/S, где F — световой поток, а S – площадь освещаемой поверхности. В системе СИ освещенность измеряется в Люксах (Лк), и один Люкс — это такая освещенность, при которой световой поток, попадающий на один квадратный метр освещаемого тела, равен одному Люмену. То есть 1 Люкс = 1 Люмен / 1 Кв.м.

Для примера приведем некоторые типичные значения освещенности

  • Солнечный день в средних широтах — 100000 Лк;
  • Пасмурный день в средних широтах — 1000 Лк;
  • Светлая комната, освещенная лучами солнца — 100 Лк;
  • Искусственное освещение на улице — до 4 Лк;
  • Свет ночью при полной луне — 0,2 Лк;
  • Свет звездного неба темной безлунной ночью — 0,0003 Лк.

Представьте, что вы сидите в темной комнате с фонариком, и пытаетесь прочесть книгу. Для чтения нужна освещенность не меньше 30 Лк. Что вы сделаете?

  • Во-первых, вы приблизите фонарик к книге, значит освещенность связана с расстоянием от источника света до освещаемого предмета.
  • Во-вторых, вы расположите фонарик под прямым углом к тексту, значит освещенность зависит и от угла, под которым данная поверхность освещается.
  • В-третьих, вы можете просто достать более мощный фонарик, поскольку очевидно, что освещенность больше, если выше сила света источника.

Допустим, световой поток попадает на какой-то экран, расположенный на каком-то расстоянии от источника света. Увеличим это расстояние вдвое, тогда освещаемая часть поверхности увеличится по площади в 4 раза. Так как Е = F/S, то и освещенность уменьшится в целых 4 раза. То есть освещенность обратно пропорциональна квадрату расстояния от точечного источника света до освещаемого предмета.

Читайте также:  Руэллия приятная: описание и фото

Освещенность вычисляют по формуле

Когда пучок света падает под прямым углом к поверхности, световой поток распределен на наименьшей площади, если же угол увеличивать, то увеличится площадь, соответственно, уменьшится освещенность. Как было отмечено выше, освещенность напрямую связана и с силой света, и чем больше сила света, тем больше и освещенность. Экспериментально давно установлено, что освещенность прямо пропорциональна силе света источника.

Конечно, освещенность уменьшается, если свету препятствует туман, дым или частички пыли, но если освещаемая поверхность расположена под прямым углом к свету источника, и свет при этом распространяется через чистый, прозрачный воздух, то освещенность определяется непосредственно по формуле Е = I / R2 , где I – сила света, а R – расстояние от источника света до освещаемого предмета.

В процессе ежедневной работы осветительных установок, возможен спад освещенности, поэтому для компенсации данного недостатка, еще на стадии проектирования осветительных установок вводят специальный коэффициент запаса. Он учитывает понижение освещенности и яркости в процессе эксплуатации осветительных приборов из-за загрязнений, утраты отражающих и пропускающих свойств отражающих, оптических, и других элементов приборов искусственного освещения. Загрязнения поверхностей, выход из строя ламп, все эти факторы учитываются. Для естественного освещения вводят коэффициент снижения КЕО (коэффициента естественной освещенности), ведь со временем могут загрязнится светопрозрачные заполнители световых проемов, и загрязниться отражающие поверхности помещений.

Европейский стандарт определяет нормы освещенности для разных условий, так например, если в офисе не требуется рассматривать мелкие детали, то достаточно 300 Лк, если люди работают за компьютером — рекомендуется 500 Лк, если изготавливаются и читаются чертежи — 750 Лк.

Измерение освещённости

Освещенность измеряют портативным прибором — люксметром. Его принцип работы аналогичен фотометру. Свет попадает на фотоэлемент, стимулируя ток в полупроводнике, и величина получаемого тока как раз пропорциональна освещенности. Есть аналоговые и цифровые люксметры. Часто измерительная часть соединена с прибором гибким спиральным проводом, чтобы можно было проводить измерения в самых труднодоступных, при этом важных местах. К прибору прилагается набор светофильтров, чтобы регулировать пределы измерений с учетом коэффициентов. Согласно ГОСТу, погрешность прибора должна быть не более 10%.

Измеряем освещённость люксметром

При измерении соблюдают правило, согласно которому прибор должен располагаться горизонтально. Его устанавливают поочередно в каждую необходимую точку, согласно схеме ГОСТа. В ГОСТе, кроме прочего, учитываются охранное освещение, аварийное освещение, эвакуационное освещение и полуцилиндрическая освещенность, там также описан метод проведения измерений. Измерения по искусственному и естественному освещению проводятся отдельно, при этом важно чтобы на прибор не попадала случайная тень. На основе полученных результатов, с использованием специальных формул делается общая оценка, и принимается решение, нужно ли что-то корректировать, или освещенность помещения и территории достаточна.

Освещенность рабочего места

Освещение исключительно важно для человека. С помощью зрения человек получает большую часть информации (около 90 %), поступающей из окружающего мира. Свет- это ключевой элемент нашей способности видеть, оценивать форму, цвет и перспективу окружающих нас предметов. Освещение влияет не только на функционирование зрительного аппарата, то есть определяет зрительную работоспособность, но и на психику человека, его эмоциональное состояние. Исследователями накоплено значительное количество данных по биологическому действию видимого света на организм. Сравнительная оценка естественного и искусственного освещения по его влиянию на работоспособность показывает преимущество естественного света. Ведущим фактором, определяющим биологическую неадекватность естественного и искусственного света, является разница в спектральном составе излучения, а также динамичность естественного света в течение дня.

Освещенность рабочего места

Работая при освещении плохого качества или низких уровней, люди могут ощущать усталость глаз и переутомление, что приводит к снижению работоспособности. В ряде случаев это может привести к головным болям. Причинами во многих случаях являются слишком низкие уровни освещенности, слепящее действие источников света и соотношение яркостей, которое недостаточно хорошо сбалансировано на рабочих местах. Головные боли также могут быть вызваны пульсацией освещения, что в основном является результатом использования электромагнитных пуско-регулирующих аппаратов (ПРА) для газоразрядных ламп, работающих на частоте 50 Гц. С точки зрения безопасности труда зрительная способность и зрительный комфорт чрезвычайно важны.

Для того чтобы обеспечить условия, необходимые для зрительного комфорта, в системе освещения должны быть реализованы следующие предварительные требования:

  • достаточное и равномерное освещение
  • оптимальная яркость
  • отсутствие бликов и ослепленности
  • соответствующий контраст
  • правильная цветовая гамма
  • отсутствие стробоскопического эффекта или пульсации света

Каждый вид деятельности требует определенного уровня освещенности на том участке, где эта деятельность осуществляется. Обычно, чем сильнее затруднено зрительное восприятие, тем выше должен быть средний уровень освещенности. Важно рассматривать свет на рабочем месте, руководствуясь не только количественными, но и качественными критериями.

Можно выделить следующие качественные характеристики освещения и способы их улучшения

Прямая блескость

Находящиеся в поле зрения человека поверхности высокой яркости могут производить неприятное, дискомфортное ощущение или вызывать состояние ослепленности. В результате резко снижается зрительная работоспособность. Источниками прямой блескости являются осветительные установки и источники света.

Уменьшение прямой блескости может быть достигнуто:

  • увеличением высоты установки светильников
  • уменьшением яркости светильников путем закрытия источников света светорассеивающими стеклами
  • ограничением силы света в направлениях, образующих большие углы с вертикалью, например, применением светильников с необходимым защитным углом
  • уменьшением мощности каждого отдельного светильника за счет соответствующего увеличения их числа

Отраженная блескость

Возникает при больших коэффициентах отражения поверхностей, попадающих в поле зрения. Наибольшая опасность возникает при освещении поверхностей, не являющихся диффузными, когда свет падает на рабочие поверхности таким образом, что глаза находятся на направлении зеркального отражения лучей. В этом случае человек видит либо зеркальное отражение источника света, либо размытое, но очень яркое световое пятно. В обоих случаях может возникнуть состояние ослепленности, но чаще уменьшается эффективный контраст между деталью и фоном. Устранение отраженной блескости достигается правильной организацией местного и локализованного освещения и таким расположением светильников, чтобы зеркально отраженные поверхностью лучи не попадали в глаза. Для этого лучше всего делать боковое или заднебоковое направление света.

Контраст между объектом и фоном

Чем больше яркость объекта, тем больший световой поток от него поступает в глаз и тем сильнее сигнал, поступающий от глаза в зрительный центр. Таким образом, казалось бы, чем больше яркость, тем лучше человек видит объект. Однако это не совсем так. Если поверхность (фон), на которой располагается объект, имеет близкую к объекту по величине яркость (например, линия бледно-желтого цвета на белом листе), то интенсивность засветки участков сетчатки световым потоком, поступающим от фона и объекта, одинакова (или слабо различается), величина поступающих в мозг сигналов одинакова, и объект на фоне становится неразличимым.

Чтобы объект был хорошо виден, яркости объекта и фона должны различаться. Разница между яркостями объекта и фона, отнесенная к яркости фона, называется контрастом. Контраст между деталями и фоном, который в наибольшей степени определяет видимость объекта, не всегда является заданным и может быть увеличен или уменьшен средствами освещения и созданием световой среды. Одним из эффективных средств для повышения контраста является искусственный фон (чаще всего светлый, если объект темный, или темный, если объект светлый). Разновидностью искусственных фонов являются световые столы, на которых поверхности просматриваются в проходящем свете.

Различаются собственные тени, образованные рельефом поверхности, и тени, падающие от предметов, находящихся вне рабочей поверхности — оборудования, мебели, тела и рук человека и т. д. Собственные тени в большинстве случаев полезны, так как позволяют лучше различать конфигурацию детали. Падающие тени почти всегда вредны. Их вред заключается в том, что они искажают контраст, отвлекают внимание и т. д. Особенно вредны движущиеся тени. Устранение или ограничение вредных теней осуществляется правильным выбором направления света. Например, когда человек пишет правой рукой, он смотрит на рабочую точку слева и с этой же стороны должен падать свет. Тени размазываются при увеличении размеров осветительных установок, смягчаются при достаточно высокой яркости стен и потолков и почти исчезают при отраженном освещении.

Насыщенность помещения светом

Для создания комфортных зрительных условий для человека важна не только освещенность какой бы то ни было поверхности, на которой осуществляется работа, но и впечатление насыщенности помещения светом, которое получает человек. При достаточной яркости рабочей поверхности одновременное присутствие в поле зрения темных поверхностей (например, стен, потолков, мебели, оборудования) создает затруднения при адаптации зрения. От яркости этих поверхностей зависит впечатление насыщенности помещения светом. Если в помещении установлены подвесные светильники прямого света, верхняя зона помещения останется темной. Это производит неприятное эстетическое и психологическое впечатление. Поэтому лучше применять светлую окраску стен и потолков, а для освещения применять светильники, излучающие некоторую (желательно не менее 15 %) часть светового потока в верхнюю полусферу.

Постоянство освещенности во времени

Изменения освещенности по времени можно подразделить на медленные и плавные, частые колебания и пульсации. Медленные изменения вызываются постепенными изменениями сетевого напряжения и факторами, изменяющими освещенность в процессе эксплуатации (загрязнением источников света, снижением светоотдачи и т. д.). Если освещенность при этом сохраняется на уровне не ниже нормативного значения, эти изменения не являются вредными. Причиной частых колебаний являются перемещения светильников, их раскачивание движением воздуха (ветер, сквозняк, вентиляционная установка и т. д.) и колебания напряжения в сети, порождаемые изменением нагрузки.

Пульсации

Пульсации о свещенности обусловлены малой инерционностью излучения газоразрядных ламп, световой поток пульсирует при переменном токе промышленной частоты (50 Гц) с удвоенной частотой — 100 Гц. Эти пульсации неразличимы при наблюдении глазом неподвижной поверхности, но легко обнаруживаются при рассматривании движущихся предметов. Если при пульсирующем освещении быстро махать карандашом на контрастирующем фоне, то карандаш приобретает ясно видимые контуры. Это явление носит название стробоскопического эффекта — явление искажения восприятия движущихся или вращающихся объектов наблюдения. Практическая опасность стробоскопического эффекта состоит в том, что вращающиеся части механизмов могут показаться неподвижными, вращающимися с более медленной скоростью, чем в действительности, или в противоположном направлении. Это может стать причинной травматизма. Однако пульсации освещенности вредны и при работе с неподвижными поверхностями, вызывая утомление зрения и головную боль.

К пульсациям наиболее чувствительно периферическое зрение и поэтому они опасны при общем освещении. Выявлено также неблагоприятное влияние колебаний света на фоторецепторные элементы сетчатки, а также на функциональное состояние нервной системы, что связано с развитием тормозных процессов и снижением лабильности нервных процессов. Воздействие пульсации возрастает с увеличением её глубины и уменьшается при повышении частоты. Большинство исследователей отмечает отрицательное влияние пульсации освещённости на работоспособность человека как при длительном пребывании в условиях пульсирующего освещения, так и при кратковременном.

Ограничение пульсаций достигается чередованием питания ламп от разных фаз трехфазной сети. В ряде случаев применяется питание ламп током повышенной частоты, что достигается укомплектовыванием светильников электронными пуско-регулирующими аппаратами (ЭПРА).

Вывод

Таким образом, становится очевидно, что неправильное освещение представляет значительную угрозу для здоровья работников. Правильная организация освещения на рабочем месте- залог здоровья, высокой производительности труда, комфортного эмоционального и психологического состояния человека. Правильная организация освещения предусматривает не только соблюдение нормативных требований по уровню освещенности и ряду других показателей, но и учет ряда качественных показателей- световой насыщенности, равномерности и однородности освещения, тенеобразования, цветовой гаммы световой среды и пр.

Виды освещения

Помещения производственного типа оснащаются освещением для облегчением работы сотрудников и устранения проблем со здоровьем из-за неудачно выбранного света. Законодательство регламентирует нормы для освещения. Соблюдение норм требуется разбираться в классификации видов света. Главные виды освещения: естественное и искусственное. Подробности и детальная классификация приведены ниже.

Естественное освещение

За естественное освещение принимают свет, исходящий от Солнца в дневное время суток, который проникает внутрь помещения. При этом способы проникновения в помещение следующие:

  • через оконные проёмы в боковых частях здания (боковой тип);
  • через оконные проёмы в верхних частях здания (верхний тип);
  • комбинирование верхнего и бокового типа (комбинированный тип).
Читайте также:  Кислица Деппа: описание и фото

При первом и третьем варианте положительная сторона: в помещении свет распространяется равномерно, при втором же варианте распространение происходит неравномерно.

Искусственное освещение

За искусственное освещение принимается свет, распространяемый, когда освещённость недостаточная либо в ночное время суток в помещении. Организация света выполняется специальными приборами (лампы накаливания либо лампы газоразрядного типа). Виды искусственного освещения: комбинированного и общего характера. Другие подвиды: рабочее, аварийное (такое освещение подразделяется на безопасное и эвакуационное), охранное и дежурное. Классификация искусственного света с деталями приведена ниже.

Общее освещение

Область применения: для внутренних помещений. Общее освещение: равномерное либо локализованное. Равномерный вариант приводит к результативной работе на участке освещаемой области. Локализованный вариант устанавливает осветительные приборы близ оборудования, благодаря чему больший участок территории становится пригодным для работы как в дневное, так и в ночное время суток.

Моменты, которые требуется соблюдать при организации такого варианта освещения:

  • если в комнатах работают граждане, возраст которых свыше 40 лет, то СНиП 23-05-95 обязывает увеличить для них степень подаваемой яркости;
  • при расчётах принимается во внимание степень отражения от стен.

Зональное и местное освещение

Местное освещение применяется для выделения объектов или участков. Источник света при таком подходе закрепляется на выбранной области (часть стены, стол, потолок или иной участок).

Местное освещение — фактор, который стоит учитывать в интерьерном дизайне. Важно учесть, что когда используется местное освещение, применение первого варианта исключается, так как при комбинировании вариантов результат не оправдает ожиданий.

Учитывайте минусы этих вариантов. Первый: нельзя изменить направление главного потока света, повышенная степень рассеянности. Второй: освещение только выбранной области, избыточно яркий свет.

При организации первого или второго варианта стоит помнить следующее:

  • зональный тип предоставляет расширенную степень освещённости. Рекомендуется задействовать такой типа на кухне, рабочем месте либо в комнате, предназначенной для отдыха от работы;
  • в зависимости от специфики помещения, а также назначения, требуется определять светильники, которые будут применяться в комнате;
  • местный тип подойдёт для отдельного участка рабочего места, комнаты для чтения либо места с компьютерным устройством;
  • местный тип будет результативен, если использовать для него осветительные приборы направленного варианта действия.

Декоративное освещение

Такой вариант используется для домов частного, общественного или коммерческого типа. Задача: расставить акценты подходящим образом, задать атмосфере настроение, зонировать комнату, сделав объект привлекательным по внешнему виду.

Дополнительные типы освещения декоративного характера: статичное (вкл.-выкл.) либо динамичное (проводное или беспроводное управление), монохромное либо цветное.

При выборе этого варианта требуется помнить следующее:

  • поскольку такой вариант направлен на улучшение внешнего вида объекта, специфичных требований по яркости или насыщенности к нему нет, исходить рекомендуется из специфики объекта, чтобы добиться для него лицеприятных параметров;
  • распределять свет стоит с учётом того, как это скажется на здоровье человека. Зоны распределения не требуется делать слишком агрессивными по пульсации.

Аварийное освещение

Этот вариант используется при неполадках со штатным светом или иным оборудованием. Такой тип помогает избежать усугубления ситуации (возникновения пожара и т.д.) и способствует оперативной эвакуации людей из опасного здания. Минимальный свет при таком варианте — 5 % от нормированных показателей, но не меньше 1 лк.

При организации рекомендуется учитывать следующее:

  • такой вариант обязательная мера для помещений производственного типа, для которых отсутствие света станет критичным для нормального функционирования и приведёт к потери прибыли,а также риску возникновения пожара или иного негативного явления;
  • минимальная освещённость не меньше 5 % и не меньше 10 лк для ламп накаливания, 30 лк — для ламп люминесцентного типа;
  • лампы рекомендуется подбирать рассеянного типа;
  • источники питания по характеру требуется подбирать независимые, так как только они обеспечат аварийную работу при критической ситуации, а не будут отключены с остальными приборами, если в здании произойдёт сбой;
  • степень освещённости в комнатах требуется организовывать не меньше 0,5 лк. Такое значение позволяет устанавливать приборы на расстоянии не меньше 25 м по отношению друг к другу. При этом часть приборов устанавливается на поворотах, это исключает образование зон «слепого» типа;
  • рекомендуется задействовать светильники с рассеянным типом света. Кроме того, рекомендуется наносить специальные указатели, которые будут направлять к ближайшему выходу из помещения.

Наружное и охранное освещение

Наружный тип используется для освещения внешнего периметра территории объекта, которому требуется обеспечивать защиту. При этом используются те же приборы для выполнения задачи, что работают и во внутренних помещениях. Это позволяет уменьшить уровень энергопотребления.

Охранное освещение представляет собой сложную структуру, в его случае осветительные приборы выстраиваются так, чтобы в помещении не было «слепых» участков. Это важно соблюдать, так как от этого зависят жизни и здоровье людей, сохранность имущества на предприятии. При организации такого варианта требуется учитывать следующее:

  • степень яркости, которую потребуется обеспечить, во многом зависит от загруженности дорог и количества жителей в городе. К примеру, магистрали центрального типа с движением более 500 машин требуют освещения не меньше 20 лк, дороги местного назначения с движением менее 500 машин на дорогах — не меньше 4 лк;
  • объекты, которые сильно расположены в тени, должны получать не меньше 0,35 от общего света;
  • важно учитывать, что при освещении переходов и дорог для пешеходов, оказывает влияние также и время суток. В дневное время суток освещенность выше, в ночное время суток — ниже;
  • оптимальнее всего использовать светильники рассеянного типа. Они обеспечивают достаточную яркость и не бьют по глазам людей, также такой тип света позволяет увеличить дистанцию между приборами;
  • дежурный режим в помещении должен функционировать на постоянной основе, так как от этого зависят жизни и здоровье граждан. Оно должно обеспечивать не меньше 0,5 лк (точная цифра зависит от особенностей предприятия, на котором проводятся данные работы);
  • допускается применение как светильников рассеянного, так и направленного типа. Решение должно обуславливаться целесообразностью применения, а также решения поставленных задач в рамках конкретного предприятия, с учётом его особенностей.

Архитектурное, рекламное и витринное освещение

Задача для такого вида: создать объекту привлекательный внешний вид. Поэтому требования определяются по специфике объекта в большем, в меньшем — нормативными показателями. Из общих требований стоит отметить следующее:

  • такой вариант не должен сильно отличаться от общего городского освещения. По городу средний показатель яркости = 8 кд/м 2 , для деревни — не свыше 3 кд/м 2 ;
  • если работы проводятся с фасадной частью объекта, то учитывается и коэффициент отражения (определяется по СНиП 23–05–95);
  • распределение светового потока от витрин не должно слепить людей. Норма для габаритных улиц — 300 лк, для малых — не свыше 100 лк. При этом, если на витрине расположены светлые предметы, то параметр может быть снижен на 100 лк, при тёмных — увеличен на 100 лк.

Стандартное разделение

Ещё одно разделение типов источников светавыполняется по направлению луча:

  • общего плана — когда направление равномерно по пространству;
  • направленного плана — когда направление задаётся искусственным путём для освещение выбранной области, лучи распределяются равномерным образом;
  • непрямого (отражённого) плана — когда направление идёт на стену и потолок, а равномерность распределения получается за счёт происходящего отражения;
  • рассеянного плана — когда направление проходит через плафон, выполненный из материала полупрозрачного оттенка;
  • смешанного плана — когда реализуется несколько из представленных выше типов одновременно.

В качестве заключения

Теперь вы знаете, какое освещение бывает, какими характеристиками оно отличается и какие нормативные требования учитываются во избежание штрафов и обеспечения сотрудников предприятия ненадлежащим освещением. От корректного определения вида света зависит насколько правильно будут проведены остальные работы, требуемые для создания безопасного и комфортного рабочего пространства для сотрудников. Если вы испытываете затруднения с определение типа света или проведением работ для соответствия нормативам, устанавливаемым законодательством, вы всегда можете обратиться к профессиональным сотрудникам за консультациями и помощью в организации. Не стоит также забывать, что помимо нормативных значений, многие детали определяются по специфике объекта, для которого требуется установить свет. Изучение специфики также требует подключения профессиональных сотрудников либо со стороны предприятия, либо со стороны третьих лиц.

Соотношения освещенности для портрета

В предыдущей статье шла речь об основных световых схемах, как освещение влияет на визуальное восприятие формы и объема. Другим фактором, влияющим на восприятие портрета, является соотношение освещенности. В математике этот термин позволяет сравнивать одно число с другим. То есть, во сколько раз одно больше другого.

В отношении освещения это означает, что вы измеряете свет, падающий на освещенную сторону лица, затем измеряете освещенность на теневой стороне и сравниваете их друг с другом. Как это сделать? Если используется постоянный свет, то можно сделать это с помощью встроенного экспозамера камеры, переключив его для большей точности в режим точечного замера. Но гораздо проще и точнее использовать специальный электронный экспонометр – флэшметр, который позволяет работать как постоянным, так и с импульсным освещением. Кроме того, в отличие от экспонометра камеры, измеряющего отраженный свет, флэшметр измеряет падающий свет, что является более точным способом.

Основные понятия

Чтобы правильно понять термин “соотношение освещенности” применительно к фотографии, нужно уяснить несколько вещей. Первое, что свет в фотографии измеряется в f – стопах, или ступенях диафрагмы. Обычно в цифровых камерах диафрагма изменяется с шагом в 1/3 или 1/2 ступени, в зависимости от пользовательских настроек.

Стандартный ряд ступеней диафрагмы: f/1, f/1.4, f/2, f/2.8, f/4, f/5.6, f/8, f/11, f/16, f/22, f/32.

Самый простой способ запомнить эти цифры, это помнить только 1 и 1.4, а остальные цифры образуются последовательным умножением на два (например, следующие значения это 2 и 2.8).

Следует также понять, что выдержка также изменяется по ступеням, начиная с 1 сек, далее 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000 и т.д. Ряд выдержек легче запомнить, так как они различаются в два раза.

Самое основное, что нужно хорошо усвоить, что каждое изменение значения выдержки или диафрагмы на ступень изменяет количество света, поступающего к матрице, в два раза. Например, если вы снимали с диафрагмой f/4, а теперь хотите снимать с диафрагмой f/5.6, то для получения той же экспозиции вам необходимо в два раза больше света. Если вы хотите изменить диафрагму на 2 ступени, то количество света изменится уже в 2х2 = 4 раза. Если на 3 ступени, то 2х2х2 = в 8 раз и так далее.

Зная это, мы сможем понять, как создавать и оценивать различные соотношения освещенности. В следующей серии фотографий я покажу 4 различных соотношения и расскажу, как они были достигнуты.

Соотношение 1:1

1:1 это равномерное освещение. Здесь нет никакой разницы в освещенности одной и другой стороны лица. Это очень плоское освещение, которое может быть достигнуто различными способами. Во-первых, вы можете использовать заполняющую вспышку и сделать ее мощность равной мощности основного источника света или света от окна. Это довольно трудно достичь, не имея некоторой практики, возможно, вы часто будете перебивать вспышкой естественный свет. Во-вторых, можно использовать отражатель. Он должен находиться очень близко к объекту, чтобы хорошо заполнить тени. Соотношение 1:1 очень легко распознать визуально.

Соотношение 2:1

Как можно судить из цифр, при этом соотношении один источник вдвое мощнее другого. Таким образом, зная, что такое ступени экспозиции или f-стопы, мы можем установить это значение освещенности.

Примечание: ступени экспозиции в данном случае выступают как единицы измерения, а не настройки объектива. Настройте экспозицию, как вы обычно делаете. Сделайте пробный снимок, посмотрите на гистограмму и внесите необходимые коррективы.

Попросите модель встать так, как вам нужно, к источнику света. Используя флэшметр, снимите показания прибора на стороне лица, ближней к источнику света (мы называем ее освещенной стороной). Давайте предположим, что мы получили диафрагму f/8. Затем приготовьте отражатель и измерьте освещенность на стороне лица, расположенной дальше от источника света ( мы будем называть ее теневой стороной).

Примечание: если вы используете флэшметр, убедитесь, что на него не попадает прямой свет от источника, когда вы измеряете освещенность на теневой стороне. Можно просто загородить флэшметр рукой.

Скорее всего, вам придется изменять расстояние от отражателя до объекта для того, чтобы получить значение диафрагмы f/5.6, что является разницей в одну ступень или в два раза по количеству света (f/8 на освещенной стороне, f/5.6 на теневой). Обратите внимание, что большей диафрагме f/5.6 соответствует меньшая освещенность. Это даст нам соотношение освещенностей 2:1. Посмотрите на рисунок выше и обратите внимание на света и тени. Контраст довольно маленький, но различимый.

Читайте также:  Полив комнатных растений: описание и фото

Соотношение 4:1

Соотношение 4:1 в два раза больше предыдущего. Итак, если в случае соотношения 2:1 разница была в одну ступень, то сколько будет теперь? В этом случае разница составит 2 ступени, то есть 2х2 = в 4 раза. Разница между освещенной и теневой стороной будет в 2 ступени экспозиции.

На своих курсах я всегда рекомендую начинать с естественного света, прежде чем работать со студийным светом и особенно со вспышкой. При наличии естественного света и отражателя намного проще изучить различные особенности освещения, так как вы сразу видите все изменения (принцип WYSIWYG, от англ. What You See Is What You Get, что вижу то и получаю). Результат работы со вспышкой трудно предугадать, не сделав снимок.

Наш главный источник света дает диафрагму f/8 на освещенной стороне, какой же должна быть диафрагма для получения соотношения источников 4:1? Давайте посчитаем по ступеням: f/8>f/5.6>f/4. Разница между f/8 и f/4 составляет как раз 2 ступени, что дает пропорцию в освещении. равную 4:1. Посмотрите на фото выше, видите, как одна сторона лица становится более темной?

Соотношение 8:1

Последнее соотношение, которое мы рассмотрим, это 8:1. То есть, на освещенную сторону попадает в 8 раз больше света, чем на теневую. Это соответствует 3 ступеням экспозиции. Это довольно драматическое освещение, и дальнейшее увеличение соотношения сверх 8:1 приведет к тому, что информация в тенях станет пропадать. Печать имеет максимальный диапазон контрастности примерно 4-6 ступеней, так что если вы не хотите получить чисто белую освещенную и чисто черную теневую стороны, советую использовать соотношение не более 8:1.

Могут возникнуть некоторые трудности при создании такого соотношения. Возможно, потребуется более жесткий источник света или черный отражатель для поглощения света на теневой стороне. Процесс вычисления такой же, как и раньше. Если в соотношении 4:1 разница составляет 2 ступени, то при соотношении 8:1 разница составит 3 ступени. Поэтому, если на освещенной стороне флэшметр показывает диафрагму f/8, то на теневой стороне она должна быть f/8> f/5.6> f/4> f/2.8. Таким образом, мы должны добиться показания прибора на теневой стороне f/2.8, чтобы получить соотношение 8:1. Обратите внимание, как углубились тени на изображении выше, по сравнению с соотношением 4:1. Это изображение более драматично, чем другие.

Как использовать коэффициенты

Мы изучили основные коэффициенты соотношений света, теперь давайте их использовать. Грамотное использование соотношений может сделать портрет замечательным, неумелое – разрушить все впечатление. Если вы снова посмотрите на 4 изображения выше, то увидите, как меняется настроение снимка с изменением соотношения. Обратите внимание, как более высокие коэффициенты создают более драматичное настроение. Более низкие коэффициенты напротив, создают ощущение мягкости, нежности.

Наиболее часто используются соотношения 2:1 и 4:1. Этого достаточно, чтобы создать объем на лице, но недостаточно, чтобы испортить все непривлекательной глубокой тенью. Лично мне также нравятся соотношения 3:1 (1и 1/2 ступени) или 4:1.

Для съемки детей или младенцев лучше всего использовать низкий коэффициент, который создает мягкую картинку. Но для съемки, к примеру, седовласого ковбоя с задубленной солнцем морщинистой кожей и неухоженными усами подходит уже другое соотношение, как вы думаете, какое? Если вы ответите 4:1 или 8:1, я соглашусь с вами. Его лицо грубое и жесткое и ему хорошо подойдет высокий контраст.

Если у вас нет флэшметра, не торопитесь его покупать. Это оправдано, если вы снимаете в студии. Если же вы работаете с естественным светом, нужно просто научиться видеть различия между различными соотношениями и правильно распознавать их.

Вот еще один пример работы с соотношениями. Правильное оно или нет? Какое вы считаете наиболее подходящим? Попробуйте превратить процесс познания в игру.

На этом снимке не использовался отражатель. Тени получились слишком глубокими, а портрет излишне контрастным. Поэтому в следующем кадре я поставил отражатель.

На втором снимке я использую серебряный отражатель. Соотношение получилось близким к 1:1, но я хочу больше драматизма в портрете.

Здесь использовался белый отражатель, на некотором расстоянии от модели, чтобы получить тени нужной глубины, так как задумывалось.

Советы по использованию различных соотношений

Первое, что нужно сделать, это получить хороший естественный свет. Лучше всего использовать окно, в которое не попадают прямые солнечные лучи. В противном случае попробуйте занавесить окно белыми шторами или даже простыней, чтобы рассеять свет. На ярком солнце практически невозможно управлять светом, к тому же оно создает некрасивые тени на лице.

Вот несколько отправных точек для использования различных соотношений, но имейте ввиду, что не стоит принимать их за догму. Считайте, что это не правила, а всего лишь рекомендации, которые нисколько не мешают вам экспериментировать и искать свой стиль выражения в фотографии. Вы можете использовать 8:1 для гламурных звезд кино, или 1:1 для портрета шахтера? Само собой! Кто сказал, что это запрещено?

Рекомендации, как использовать соотношения

  • Для младенцев и маленьких детей используйте 1:1 или 2:1. Это вызвано отчасти и тем, что дети очень подвижны, поэтому трудно выдержать нужное направление света при больших соотношениях. Использование более низкого контраста позволяет большую свободу движения.
  • Для женщин используйте соотношения 2:1 или 3:1
  • Для мужских или бизнес-портретов используйте 4:1 или 6:1 (2,5 ступени)
  • Для исполнителей или групп, если вы хотите сделать драматичный снимок, используйте более высокие коэфициенты.

Домашние задания и практические шаги

Вашим домашним заданием, если вы согласитесь его выполнять, будет изучение творчества фотографов, которых я укажу ниже. Вы должны определить, каким образом они нарушили правила, которые я упомянул выше, создав при этом удивительные образы.

  1. Джордж Харрел
  2. Ричард Аведон
  3. Йозеф Карш

Эти три фотографа являются самыми лучшими портретистами, учитесь у них.

Вернитесь и поделитесь со мной тем, что вы узнали, пробуя использовать различные соотношения освещенности на практики.

Автор: Darlene Hildebrandt

Естественное освещение

Единственным источником естественного освещения является солнце.

Оно излучает прямой солнечный свет, часть которого рассеивается в атмосфере и создает рассеянное излучение. Таким образом, различают свет, падающий непосредственно от солнца и свет «неба» – солнечного света рассеянного атмосферой.

Естественное освещение меняется в зависимости от времени дня, состояния погоды и времени года. Главная особенность естественного освещения – непостоянство интенсивности и спектрального состава его излучения. Изменение освещенности подвержено влиянию закономерных и случайных факторов.

Закономерные факторы, влияющие на изменчивость естественного освещения – высота солнца над горизонтом и географическая широта. Случайные факторы определяются состоянием атмосферы – ясно, дождь, туман. Случайным дополнительным фактором является отражение света от земли и окружающих предметов.

С восходом солнца увеличивается интенсивность света и его цветовая температура . Примечателен тот факт, что в силу преломления солнечных лучей в атмосфере мы видим восход солнца несколько раньше, а закат – чуть позже, чем это имеет место в действительности. Расчеты показывают: когда мы видим, что нижний край Солнца коснулся горизонта, в действительности оно уже зашло.

Лучи, входящие в состав солнечного света, фиолетовые, синие, голубые и зеленые, преломляются в атмосфере Земли сильнее, чем желтые и красные. Поэтому первые лучи при восходе Солнца – синий и зеленый, так же как и последний луч заходящего солнца.

Из-за рассеивания в атмосфере синий луч не наблюдается. Зеленый луч – редкое зрелище. Его удается увидеть при очень чистом, спокойном и однородном воздухе, когда вплоть до горизонта отсутствуют конвекционные восходящие потоки в атмосфере. Чаще всего зеленый луч наблюдают на берегу спокойного моря.

Спектральная характеристика естественного освещения

Фазы дневного освещения

Цветовая температура излучения, К

Прямые солнечные лучи при восходе и заходе солнца

Прямой солнечный свет через час после восхода солнца

Прямой солнечный свет ранним утром и в предвечернее время

Солнечный свет в полдень летом

Рассеянный дневной свет в тени летом

Рассеянный дневной свет в пасмурную погоду

Свет от голубого неба

Данные приведены для средней полосы (широта 55°)

В зависимости от высоты солнца над горизонтом естественное освещение делится на периоды эффективного, нормального и зенитного освещения.

Период эффективного освещения характеризуется малой освещенностью и большим содержанием оранжево-красных лучей в естественном свете. При восходе и закате они равноценны свету ламп накаливания (см. табл. 1.2). Их цветовая температура составляет 3000. 3200°К.

Благоприятным для глаз является период нормального освещения. В это время плавно изменяется освещенность и незначительно изменяется спектр естественного освещения.

Период зенитного освещения характеризуется наибольшей разницей освещения горизонтальных и вертикальных поверхностей. Он неприятен для глаз из-за высокого контраста между освещенными участками и освещенностью в тенях. Высокий контраст при зенитном освещении наиболее остро ощущается в южных широтах.

Освещенность земной поверхности в различные периоды года и часы дня, %

Время суток, час

Данные приведены для средней полосы (широта 55°)

В безоблачную погоду, при отсутствии дымки, колебания освещенности, связанные с влиянием атмосферных факторов, невелики. Относительные средние характеристики естественного освещения в безоблачную погоду в зависимости от времени суток приведены в табл. 1.3.

На характер естественного освещения значительное влияние оказывает состояние атмосферы – густота облаков, их высота и расположение по отношению к солнцу, дымка, туман, дождь, снег. При этом изменяется освещенность объектов, контрастность и спектральная характеристика света.

Например, при наличии кучевой облачности освещенность незатененных объектов, освещенных солнцем, увеличивается на 25%, а освещенность в тени возрастает в два с половиной раза. Контрастность освещения снижается приблизительно в два раза в сравнении с освещением в безоблачную погоду. При сплошной облачности наблюдается значительное уменьшение освещенности и контрастности освещения.

С восхождением солнца постепенно увеличивается не только интенсивность света, но и его цветовая температура. Взвешенные в воздухе частицы меньше рассеивают лучи коротковолновой части спектра – фиолетовых, синих и голубых. Увеличение доли синих лучей приводит к расширению коротковолновой части спектра и, следовательно, к увеличению цветовой температуры дневного освещения.

Цветовая температура – это мера объективного впечатления от цвета данного источника света. По определению, цветовой температурой характеризуются источники света с непрерывным спектром излучения, которые излучают свет от нагретого тела.

Зимнее и летнее время


Рис. 1.6. Изменение светлого и темного времени суток в течение года для широты 50°

Человек стремится вставать с рассветом, чтобы максимально использовать световой день. Отсюда берет начало идея летнего и зимнего времени, по которому сейчас живут во многих странах мира. Совмещение времени бодрствования со светлыми часами суток позволяет экономить потребление электроэнергии: весной стрелки часов, идущих по поясному времени, переводят на час вперед, а осенью ставят опять по поясному времени.

На рис. 1.6 показано изменение светлого и темного времени суток в течение года для широты 50° (широта Киева). Границей между светлым и темным временем принято считать начало или конец так называемых гражданских сумерек, то есть времени, когда Солнце опустилось за горизонт на 6°. По вечерам к этому моменту на улицах города следует включать освещение. На графике указано солнечное истинное время.

Среднестатистический человек встает в 7 утра и ложится в 23 часа по местному времени. На графике время бодрствования такого человека отмечено двумя горизонтальными пунктирными линиями. Начиная с марта, он встает после рассвета. Переводя часы вперед, его заставляют вставать раньше (сплошные горизонтальные линии). Это оправдано тем, что он будет вставать в светлое время суток, и расходовать меньше электроэнергии на освещение.

Возвращение на зимнее время в октябре к экономии электроэнергии не приводит. Как оказалось, это делается исключительно для того, чтобы зимой люди не вставали много раньше восхода Солнца. Поэтому переход на зимнее время представляется не оправданным.

Рационально вернуться к декретному времени, отказаться от ежегодного перевода часов и жить при неизменном отсчете, который будет отличаться на один час вперед в сравнении с поясным временем. Такой ритм жизни, с биологической точки зрения, наиболее благоприятен для человека.

Ссылка на основную публикацию