Принципы построения композиции из растений

Принцип построения композиции из хвойных растений

Принцип построения композиции из хвойных растений : Принцип построения композиции из хвойных растений»>Отправить по почте

Для целостного восприятия декоративного эффекта древесно-кустарниковой композиции необходимо, чтобы расстояние от точки обзора до самой композиции составляло не менее двух ее высот. Соблюдать зрительную дистанцию поможет газон, на фоне которого хвойные растения смотрятся наиболее выгодно. Многие дизайнеры рекомендуют создавать хвойные композиции на берегу водоемов, но в таком случае в группу необходимо вводить декоративно лиственные растения, желательно с плакучей формой кроны.

Для визуализации задуманного проекта можно сделать фотографии участка с тех точек, откуда вы наиболее часто любуетесь садом. Разглядывая готовую картинку, ограниченную пространством, сразу видно, чего не хватает пейзажу.

Высота хвойных растений в декоративной группе должна уменьшаться по мере приближения к наблюдателю. Эффектнее всего смотрятся хвойные композиции ориентированные на восток или на запад.

Существует довольно большой выбор хвойных растений по цветовой гамме. Любителям экспериментировать с цветом следует помнить, что различная цветовая гамма участников небольшой хвойной группы разваливает композицию.

Поэтому в группе хвойных из трех растений рекомендуется использовать только два цвета, в группе из пяти растений можно использовать не более трех расцветок.

А вот в крупные хвойные группы (более 30 растений) можно сочетать растения с различной цветовой гаммой, но при этом, комбинируя их в мини-группы по три штуки одного колера.

Миксбордер из хвойных растений

Всегда создается на фоне стены дома, забора, живой изгороди или вдоль дорожки. Для создания хвойного миксбордера растения подбирают таким образом, чтобы максимально показать разнообразие высот, форм кроны, и окрасок.

На дальнем плане высаживаются самые высокие растения, ближе к центру растения средней высоты, а у подножья миксбордера самые низкие экземпляры. Но это, ни в коем случае, не значит, что растения нужно высаживать строго в ряд. Условные ряды в сложном бордюре петляют, словно змейки, а растения немного перемещаются в сторону более высокой или более низкой позиции.

Формируя миксбордер из хвойных нужно внимательно следить, чтобы вершинки того или иного ряда не создавали прямую линию.

Ширина и высота миксбордера должны находиться в природной гармонии. Это значит, что тот участок миксбордера, где растут более высокие растения, должен быть шире того, на котором растут более низкие. Чем меньше глубина миксбордера, тем больше должны быть колебания растений по высоте.

Повторение в больших композициях трех-пяти элементов делают композиции ритмичными, а значит более интересными. Но ритм задается не монотонным повторением, а с помощью различных форм и включений.

Миксбордер – это один из немногих видов растительных композиций, которые позволяют собрать прекрасную коллекцию хвойных растений различных по росту, форме кроны и окраске хвои.

Живая изгородь из хвойных

Живая изгородь из хвойных растений явление довольно распространенное. В садах регулярного стиля, что довольно редко встречается в русском пейзаже, хвойная изгородь остается всего лишь живой изгородью, а вот пейзажный стиль и модерн позволяет использовать вечнозеленые изгороди в качестве фона для красочных многолетников.

Из хвойных растений можно формировать плотные формированные и неформированные живые изгороди. Для создания плотной функциональной изгороди растения высаживают в 2–3 ряда в шахматном порядке. Самой непроходимой вечнозеленой изгородью считается формированная шахматная посадка ели обыкновенной.

Композиции из хвойных кругового обзора

Группа растений, декоративный эффект которой должен быть виден со всех сторон обзора. Такие композиции размещают в проемах мощения, на газоне или круглых клумбах. Группа может быть неправильной формы или симметричной.

В центр симметричной хвойной композиции высаживают самое крупное растение, вокруг него на одинаковом расстоянии – растения поменьше, при этом высота второго ряда должна составлять не менее 1/3 и не более ½ высоты центрального растения. Акценты должны быть строго соблюдены. Это правило работает и для несимметричных групп. Высота последующих рядов должна пропорционально уменьшаться, подчеркивая красоту предыдущего ряда, не закрывая его.

Создание несимметричной композиции кругового обзора – наиболее тонкая работа дизайнера. Здесь нужно предусмотреть обзор группы со всех ракурсов, чтобы при новом повороте вырисовывалась новая композиция. Наиболее простой вариант – группа из 3 – 5 растений. Растения нужно размещать таким образом, чтобы визуально невозможно было провести через три точки прямую линию. В несимметричную хвойную группу из трех элементов включают три различных по высоте и форме кроны растений. При этом одно из них должно иметь стелющуюся форму, которая наиболее подчеркивает несимметричность. В группу из пяти растений можно включить два одинаковых, он разместить их нужно немного обособлено.

Ландшафтные композиции из хвойных растений

Приведу несколько примеров мини-групп для эффектного миксбордера или рокария:

1) в центре группы высаживаем тую западную «Smaragd»; справа, на расстоянии от туи 0,8 м, чуть ближе к точке обзора, – можжевельник китайский «Plumosa Aurea»; на переднем плане – можжевельник китайский «Gold Coast», 3 экземпляра сосны горной «Mops» и можжевельник чешуйчатый «Blue Carpet».

2) в центре группы высаживаем сосну горную «Pumilio», на переднем плане – можжевельник казацкий «Hornibrookii» и три сизых ели «Echiniformis»

3) в центре группы высаживаем можжевельник обыкновенный, слева – ель «Conica», справа – ель обыкновенная «Procumbens», на переднем плане – три сосны горных «Hampy».

Напоследок хотелось сказать, что создание чисто хвойных композиций, которые зимой и летом одним цветом, не приносит в сад ожидаемого наряда. В большинстве случаев придется дополнять хвойные композиции листопадными растениями, многолетниками или однолетниками. Хвойный моносад не вызывает никаких эмоций, кроме монументального спокойствия.

Наталья Высоцкая. дендролог, ландшафтный дизайнер, кандидат с. -х. наук.

Принципы построения композиции из растений

Основы композиции во флористике. Симметрия – Асимметрия

Существуют два основных способа создания флористических работ – симметричная и асимметричная постановка материала.

Если основной мотив композиции помещается в ее геометрическую середину, а справа и слева образуются две стороны, имеющие одинаковую длину, мы имеем дело с симметричной композицией.

Если основной мотив расположен не в центре, и получаются разные длины сторон по его краям, то получаем асимметричную композицию.

Рассмотрим сначала симметричное построение и некоторые правила его выполнения.

Принцип образования симметричной композиции

Ось композиции – подразумеваемая вспомогательная линия – должна проходить через ее геометрическую середину. Она же является одновременно и осью симметрии.

Оптический центр тяжести должен находиться на оси, а значит и основной мотив композиции должен обязательно находиться на этой вспомогательной линии. Он и будет зрительно разделять саму композицию на две половины.

* зеркальная (материал зеркально расставлен относительно оси), рис 1
* зрительная (оптическая – добиваемся при помощи схожих цветовых решений, ставим при этом различный материал), рис 4
* вертикальная, рис 1
* горизонтальная, рис 4
* радиальная или лучевая (чаще наблюдается в круглых работах, например венках), рис 2 и 3

*симметрия при постановке нескольких работ, так называемая групповая симметрия (работы расположены на одинаковом расстоянии, могут иметь похожее расположение материала )

Все, что находится на одной стороне, должно повторятся на другой стороне, иметь одинаковый цвет и вид, распространяться на равное расстояние от оси группы и быть на равной высоте и глубине.

Эта гармоничность должна быть действенна оптически. Внешний вид справа должен соответствовать внешнему виду слева, хотя фактически число цветов в цветочной композиции на разных сторонах может быть различно. Например, наше лицо, как нам кажется, имеет совершенно одинаковые половинки, но если мы присмотримся, мы обнаружим определенные различия.

Воздействие и применение симметричного построения

Симметричное построение называется еще строгим или архитектурным.
Эта гармоничность должна быть действенна оптически. Внешний вид справа должен соответствовать внешнему виду слева, хотя фактически число цветов в цветочной композиции на разных сторонах может быть различно. Например, наше лицо, как нам кажется, имеет совершенно одинаковые половинки, но если мы присмотримся, мы обнаружим определенные различия.

Воздействие и применение симметричного построения

Симметричное построение называется еще строгим или архитектурным.

Симметричная композиция легко понимается, воздействует ясно и строго, как геометрическая фигура. Таким образом, она олицетворяет что-то ясное и измеримое, статически спокойное и архитектурное. Синонимами для нее являются: замкнутость, концентрация, спокойствие, достоинство, строгость, торжество.

Поэтому принцип симметрии является подходящим для торжественного или официального случая, украшения церковного праздника, декораций сцены для праздников.

Читайте также:  Руэллия Портелла: описание и фото

Флористы используют следующие симметричные средства композиций: формовые деревья,гирлянды,цветочные колонны или цветочные пирамиды, декоративные аранжировки и даже цветочные стены.

Если флорист хочет смягчить строгость симметричного построения, он может использоваться более свободные отдельные мотивы, более светлые и нежные цвета, изящно свисающие формы.

Композиции, выполненные в декоративном стиле, имеют геометрически ясные очертания и отвечают требованиям ясности и простоты, даже если выполнены в декоративном стиле и имеют капле-, куполо- и конусообразную форму.

Форма-линейно- экспозиции крайне редко бывают симметричными. но в этих редких случаях они действуют необычно и притягательно.

Так как симметрия имеет правильное воздействие только в центральной перспективе, композиции должны устанавливаться соответственно.

Симметрия внутри группы

В центре — главный элемент, вспомогательные — на равном расстоянии о главного. Может получаться 2 оси симметрии.

В отличии от строгого порядка симметрии, асимметрия называется свободным порядком. Хотя свобода и непринужденность на самом деле мнимая. Флорист должен обязательно знать правило баланса и уметь его применять, а поэтому создание асимметричных композиций оказывается более сложным, чем симметричных.

Принципы создания асимметричной композиции

Первый, и самый важный принцип – основной мотив нельзя разместить на геометрической середине композиции, иначе получится симметричная группа. В большинстве случаев основной мотив размещают в правую или левую треть основной площади.

Между геометрической серединой и основным мотивом или на самом основном мотиве лежит ось всей группы с ее центром тяжести. Она может быть установлена только чувственно, а не геометрически, как при симметричной структуре.

Все части, которые дополняют основной мотив, являются разными по виду, высоте и глубине. Рядом с главной частью расположена второстепенная, а на другой стороне группы – третья часть, которая изображает оптическое весовое равновесие. Здесь действует закон рычага, и поэтому чем меньше и, соответственно, легче изображен противоположный основному мотив, тем дальше он должен быть поставлен, чтобы соблюдался баланс всей группы в целом.

Баланс может регулироваться следующими способами:

* Изменением оптического веса основной или второстепенных частей
* Удалением или приближением части к групповой оси
* К трем основным элементам могут быть добавлены и другие связующие части экспозиции.

Основная фигура асимметрии – это неравносторонний треугольник, который объединяет три мотива. Во всех асимметричных структурах – от маленьких подставок до больших цветочных декораций – он играет большую роль.

Воздействие асимметричной структуры

Принцип асимметрии, как уже сказано выше, называется еще свободным порядком, так как флорист может группировать экспозицию без строгой закономерности. Ее части смотрятся вместе как собранные непринужденно.

Создать асимметричную экспозицию достаточно сложно, так как далеко не все в ней подчинено строгим правилам геометрии. Наблюдатель часто может находить ее прекрасной, не понимая, что именно вызывает такие чувства. Это делает асимметричную группу привлекательной, и фантазия имеет здесь неограниченную возможность.

Воздействие асимметричных композиций хрупкое, свободное, непринужденное, случайное. Так как каждая часть неповторима, различия становятся более видимыми и эффектными, чем в симметрии. Чувствуется движение, действие и противодействие, созвучие. Поэтому асимметрия имеет что-то общее с сущностью всего живого материала экспозиции.

Таким образом, оживленность и развитие, свобода и разнообразие цветов и растений в асимметричных группировках выражаются лучше, чем в симметричных. Это воздействие можно усилить богатством комбинаций цветов с мягкими тонами, или применением графических форм.

Смягчить асимметрию можно с помощью ясного одного- или двухцветия, или посредством симметрично оформленных отдельных частей.

Применение асимметричной структуры

Она используется для всех вегетативных, форма-линейных стилей. Асимметричные группировки позволяют взгляду свободно перемещаться по всем частям экспозиции, в то время как симметричная группа приковывает взгляд к середине.

В больших декорациях, тематических экспозициях асимметрию используют в том случае, если есть веселый, жизнерадостный или романтический повод. А в траурной композиции ее можно использовать только в том случае, если хотят подчеркнуть личность умершего.

Композиция в ландшафтном дизайне

Ландшафтный дизайн – это искусство, которое придерживается определенных правил и законов. Именно поэтому при создании дизайна сада следует отталкиваться от основных принципов построения ландшафтных композиций, которые диктует нам сама природа.

В прошлой раз мы говорили о цвете и видах композиций в ландшафтном дизайне , а в этой статье мы познакомимся с основными правилами построения композиций в саду, а также немного поговорим о групповых посадках.

Особенности групповых посадок

Групповые посадки являются неотъемлемой частью не только сада, но и, в большинстве случаев, окружающей его территории. Поэтому при озеленении приусадебного участка необходимо придерживаться некоторых правил, иначе может получится набор красивых, но не имеющих между собой связи растений.

В основном композиции из групповых посадок высаживаются вдоль заборов или стен сооружений. Поэтому при выборе места необходимо рассчитать некоторые факты, к примеру, расположение окон на стене, их высота и функциональная составляющая, ширину отмостки дома, направление ската крыши и другие моменты. В случае с заборами учитывается степень ажурности его формы, расстояние до дорожек, наличие крупных растений как на Вашей территории, так и за забором.

Если в зоне видимости есть дерево, и вы не планируете от него избавляться, оно может стать центральной фигурой в ландшафтной композиции. Если дерево находится на Вашей территории, то его можно либо использовать в пределах контура группы, либо вывести за пределы композиции – тут уже все будет зависеть от вашей фантазии и других факторов.

Дерево растет у соседа? Это же отлично! Включив крону соседского дерева в нашу композицию, мы визуально увеличим свой участок, так как это дерево станет буквально продолжением территории.


Определите центральное место из которого будет проходить основное наблюдение за цветником. Планируйте высоту самого крупномерного растения в зависимости от расстояния точки наблюдения (скамейки, беседки, площадки, веранды и т.д). Высота растения не должна превысить половины расстояния композиции от наблюдателя. В случае если дерево или кустарник будет значительно больше, наблюдатель не сможет сконцентрировать внимание на полноценном пейзаже ландшафта, и картина будет считываться по частям, а не восприниматься как единое целое.

Если стоит задача озеленить территорию у длинного забора, то следует избегать монотонных посадок. Рекомендуется разбить верх и низ забора элементами цветника на несколько линий.

Нижняя часть разрастется многолетниками и кустарниками с раскидистой кроной, а верх заполнится лианами, вертикальными кронами деревьев или высокими цветоносами травянистых культур.

Лучше всего все это расположить не ровной линией друг к другу, а в шахматном порядке.

Не маловажную роль в композиции играет высота и ширина групповых посадок, особенно важны эти характеристики, когда необходимо закрыть невзрачные соседские постройки или подчеркнуть живописный вид на лес.

В тех случаях, когда забор или стена достаточно высоки, высоту групповой посадки по отношению к постройке можно не учитывать, но композицию следует создать таким образом, чтобы взгляд наблюдателя не касался высшей точки забора или кромки стены. Так постройка сыграет Вам на руку и будет служить своего рода фоном для растений, создавая цельную картину ландшафта.

Планируя создать цветник около прозрачного забора, помимо расчета высоты посадки нужно оценить природный пейзаж за пределами сада. Скучные виды желательно закрыть густыми насаждениями, а эффектные участки выделить, чтобы внимание наблюдателя концентрировалось на этих точках. Благодаря правильной высоте миксбордера можно создать «провал высоты», который человек не сможет проигнорировать взглядом.

Ваша фантазия как художника и творца сада определяет параметры высоты растений по длине цветника.

Если вы создаете узкую композицию, колебания высоты по длине цветника должны быть визуально ощутимы. Дело в том, что чем меньше ширина композиции, тем труднее создать игру перехода высоты от заднего плана к переднему, в этом плане широта играет огромную роль, так как больше пространства для плавного перехода от заднего ряда к переднему.

Небольшой совет. При создании миксбордера представьте, как эти растения будут чувствовать себя через несколько лет на этом месте и отнеситесь ответственно к выбору посадочного материала. Необходимо учесть их дальнейший рост. Тень от посаженного не в том месте дерева может создать дискомфорт как Вам, так и Вашим соседям. Разросшиеся многолетники и кустарники при неправильном планировании посадки через несколько лет могут закрыть другие растения или скрыть в зарослях дорожки, проходящие мимо миксбордера, создавая определенные неудобства.

Читайте также:  Ливистона китайская: описание и фото

Рассмотрим основные правила построения композиции, которые помогут Вам создать роскошный миксбордер на своем участке.

Создавайте главные и второстепенные элементы. Разглядывая различные цветники, мы концентрируем свой взгляд на цвете, форме, размере и других акцентах посадки. Видим плавный переход от одной сцены к другой, где присутствуют главные и второстепенные персонажи, которые создают целостность композиции. При грамотной посадке, второстепенные элементы в одной части берут на себя роль главного элемента в другой ее части. Без этих элементов миксбордер будет скучным и не интересным, поэтому их отсутствие считается серьезной ошибкой. Соблюдение иерархии между элементами позволяет наблюдателю насладиться полноценной картиной с плавным переходом от одного акцента к другому. Размер каждой «сцены» будет зависеть от удаленности зрителя от миксбордера.


Ритм наше все. Бывало ли у Вас такое, что, наслаждаясь своим цветником появляется острое желание добавить растений в композицию? Это к Вашему чувству прекрасного взывает внутреннее чувство ритма и это хорошо. При достижении ритма повторяющимися растениям, можно играть с их высотой, формой кроны, цветовой палитрой и фактурой. Главное не перестараться с повторяющимися элементами, иначе миксбордер будет казаться однотипным, но, если вдруг это случилось, не стоит расстраиваться, композицию можно разбавить разнообразными включениями.

Миксбордер – это имитация лесной опушки, а в естественной среде высота заднего плана при переходе к переднему плавно уменьшается. Сначала идут взрослые крупные растения, далее травянистые многолетние растения и некрупные кустарники. Этого правила рекомендуется придерживаться при создании миксбордера на приусадебном участке, например, при переходе от забора или стены к газонной траве или садовой дорожке. Такая композиция будет выглядеть естественной и привлекательной.

Для создания более эффектного миксбордера рекомендуется посадить растения так, что дорожка то будет проникать в часть композиции, то вновь возвращаться на газон. Такой прием зрительно увеличивает пространство участка, а проход по дорожке будет захватывающим и увлекательным, ведь композиция становится более естественной: лесные тропы часто скользят из леса на полянку и наоборот. Старайтесь не создавать параллельных композиций. Вблизи дорожек можно посадить декоративные растения, чья красота раскрывается в полной мере с близкого расстояния, а вдали расположить те, что привлекают всеобщее внимание издалека. Такие акценты помогут Вам и гостям с удовольствием перемещаться по саду.

Небольшой совет. Благодаря климату средней полосы России, мы имеем возможность использовать динамичные акценты в саду. Изменчивость природы в разные времена года сыграет нам на руку. Летом и весной можно наслаждаться прекрасным цветением многолетних растений, осенью насыщенной окраской листвы, а зимой загадочной корой и изящными ветвями деревьев и кустарников. Добавив в композицию хвойное растение, вы и вовсе сможете сохранить зеленый или золотистый акцент круглый год. Старайтесь создать миксбордер, попадающий в такт настроению погоды, и Вы удивитесь насколько это красиво!

Принципы построения композиции из растений

Естественно, что размещение растений в комнате может быть только двух типов: или поодиночке, или в группе. Одиночное растение называется солитером. Как правило, это крупное растение – пальма, фикус, монстера, драцена или кустовидный филодендрон. Естественно, что такое растение должно находиться в очень хорошем, буквально идеальном состоянии. Следует регулярно очищать пыль с его листьев. Растение должно иметь симметричную форму (для этого его нужно регулярно поворачивать по отношению к свету) и обозреваться со всех сторон. Удачно растение-солитер смотрится в углу комнаты (если, конечно, там достаточно света). Функцию солитера может выполнять и не очень большое растение, расположенное на подставке. Если поставка достаточно высока, ее может украсить ампельное растение. Одиночным растением может быть и мощная лиана, растущая вокруг опоры (например, филодендрон). Одиночные растения следует размещать в таком месте, где внимание не будет отвлекаться на предметы мебели или другие детали интерьера, т.е. в свободном пространстве. Желательно, чтобы стены также были однотонными. Особенно эффектно выглядят одиночные растения с подсветкой, которая не только будет способствовать лучшему росту, но придаст великолепное свечение растению.

Однако в большинстве случаев цветоводы не ограничиваются одним растением в интерьере и располагают свои растения группами на окне либо в глубине комнаты. Иногда их помещают в общий поддон (особенно хорошо, если в этом поддоне будет влажный кермазит). Групповое размещение растений позволяет скрывать недостатки каждого отдельного цветка, создавать интересные композиции, а главное – увеличивает уровень влажности и улучшает самочувствие растений. Особое внимание при составлении группы растений следует уделить выбору горшков. Они должны быть одинаковыми (варьировать может только размер) либо подходить друг другу по цвету, форме и фактуре. Комично будет выглядеть группа растений в разноцветных горшках разной формы.

В древнегреческой архи- тектуре использовались арифметические пропорции, за единицу (1) брался какой-то определенный размер – модуль, а все остальные размеры элементов зданий (колонн, стен, крыши), вычислялись, исходя из него, т.е. 1:2, 1:5, 1:50 и т.д. В эпоху Средневековья и Возрож- дения господствовали геометрические ирра- циональные пропорции. Особенно распространен- ным был принцип Золотого сечения, когда меньшая сторона так относится к большей, как большая ко всему целому (сумме двух сторон).

Самый простой вариант композиции, использующийся довольно часто в современном дизайне интерьера – группы из растений одного и того же вида, одного размера, в одних и тех же горшках (или одном общем большом кашпо). В минималистичном интерьере такие композиции выглядят наиболее уместно, не требуют особого искусства в подборе растений и ухаживать за ними очень просто. Любимым растением дизайнеров при украшении интерьеров в таком стиле является сансевьера, композиции из которых, вообще, можно причислить к элементам мебели, т.к. уход за этим растением минимален, а его выносливость не имеет аналогов.

Однако большинство цветоводов предпочтут все же более сложные ритмические композиции, составленные из разных растений. Прежде всего, растения в композиции должны составлять единое целое. Чаще всего в композиции выделяют центр – главное растение, на котором акцентируется все внимание, и ось, которая проходит через центр и определяет общее направление композиции. Конечно, бывают и композиции без центра в том случае, если у Вас нет сильно выделяющегося растения, которое Вы бы хотели подчеркнуть больше всего.

Растения в композиции, к тому же, должны быть пропорциональны по своим размерам. Если исходить из канонов архитектуры, то пропорции между предметами могут быть арифметическими и геометрическими.

На приведенном ниже рисунке Вы видите композиции из растений, подобранных по принципу модульной системы, т.е. их размеры соотносятся как 1:2, 1:4, 1:50.

При продумывании цветового решения композиции основными являются принципы гармонии (нюанса) и контраста. В соответствии с первым принципом стараемся подбирать растения, у которых листья имеют приблизительно одинаковую окраску либо их оттенки варьируют незначительно. Если мы стремимся к контрасту, подбираем растения с листьями разного цвета, например, на фоне видов с зелеными листьями размещаем пестролистные диффенбахии или маранту. Также можно на фоне зеленых листьев поместить кордилину или колеус бордовой окраски.

Аналогично комбинируем фактуру и форму листьев. Руководствуясь принципом гармонии, подбираем растения с похожими по форме листьями, например, различные традесканции, разные сорта фикуса бенджамина. Для достижения контраста размещаем на фоне фикусов с овальными листьями сансевьеру, обладающую мечевидными листьями, либо на фоне бегоний помещаем аспарагус или асплениум. Общая форма растений также может быть гармоничной и контрастной. Для создания контраста размещаем совместно ампельные и прямостоячие растения, сочетаем папоротники и фикусы.

Золотое сечение и правила пропорций для флористов

В этой статье я объясняю, что такое золотое сечение и правила пропорций для флористов. Время чтения зависит от скорости вписывания информации, но рекомендую прочитать статью несколько раз.

Пропорции во флористике

Когда человек смотрит на флористическую работу, он сразу подсознательно делает вывод, нравится или не нравится ему эта композиция. И на этот вывод действует именно подсознательное – если в работе соблюдены пропорции, человеку, скорее всего, это покажется красивой работой.

Пропорция – это критерий красоты, который сидит глубоко в сознании всех нас.

Только потом уже он начнёт рассматривать состав цветов и флористического материала, материал сосуда и пр. Пропорция – это критерий красоты, который сидит глубоко в сознании всех нас. Именно поэтому так важно знать золотое сечение и правила пропорций для флористов.
Чтобы научиться соблюдать пропорции кому-то требуется время, а в ком-то это чувство работает интуитивно. В статье изложены основы пропорций во флористике, более подробно я рассказываю об этой теме в лекциях курсов флористики.

Читайте также:  Алоказия Сандера, Алоказия амазонская: описание и фото

Золотое сечение

В науке существует не одно. Но поскольку у меня флористический блог и вы на эту статью попали именно как флористы, то мы будем рассматривать золотое сечение именно для флористов.

Общее определение, что же такое золотое сечение звучит сложновато, но это только так кажется. Прочитайте пару раз, вдумайтесь и можете даже нарисовать эти отрезки.

Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок относится к большей части так, как самая большая часть относится к меньшей.

Это никакая не загадка, о которой говорят самы просвещённые. Это вспомогательно средство, которое помогает всем творческим людям создавать пропорциональные работы. Правило золотого сечения заложено в каждом человеке, просто кто-то дополнительно изучает эту тему, а кому-то можно просто послушать интуицию и он попадет “в точку” с пропорциями в своей работе.

Золотое сечение и правила пропорций для флористов

Сложность правила золотого сечения заключается в том, что оно применяется не только к размерам (высота сосуда, высота растительной части), но и к цветовым пятнам, направляющим, контрастам по фактуре, контрастами по движению в композиции, текстурам и многому другому. Но об этом мы разговариваем в лекциях на базовом курсе флористики.

Золотое число это 1,618… и ещё много циферок. Просто запомните.

Мы сейчас разберём более простые пропорции, которые Вам пригодятся только в начале флористического пути. Конечно же понятие пропорции во флористике намного глубже, это уже можно изучить на курсе.

Пример 1

Это самое простое соотношение 2 части к 3 частям. Так же часто пропорция может быть 3 к 2, но в этом случае шапка цветов будет объемнее, цветов нужно будет больше и работа получится дороже.

Вот такие стандартные композиции вы сможете найти на просторах интернета, если просто погуглите “шляпная коробка с цветами”.

Пропорция в букетах немного другая, об этом мы говорим на Базовом курсе флористики, который можно пройти онлайн.

Пример 2

Вот это композиция уже асимметричная и пропорции здесь будут другие.

Когда мы создаём асимметричную работу мы должны помнить об оптическом весе композиции. Пространственные измерения в разных направлениях должны быть неравнозначны.

То есть если у нас есть выпад из композиции – мы обязаны его уравновесить желательно в правильном соотношении, соблюдая золотое сечение для флористов.

Как исправить?

Я бы на картинке перья поставила повыше и тогда композиция смотрелась бы идеально, потому что мы бы уравновесили нашу ниспадающую орхидею.

Откуда же взять эти цифры, которые будут показывать нам, какие соотношения частей мы можем выбрать для нашей флористической аранжировки? Всё просто – мы должны помнить начало ряда чисел Фибоначчи.

Принципы построения композиции из растений

Дом задаёт стилистику саду

При составлении композиции в ландшафтном дизайне можно пользоваться следующими правилами:

1. Принцип доминанты, акцента и фона

Доминантой на любом участке будет дом. Сад — это продолжение дома. Дом и сад должны быть в одном стиле.

Если это не происходит- возникает ощущение дискомфорта. И какие бы средства вы не потратили на растения для своего сада и какие бы не прилагали усилия — создать настоящий сад не получиться.

Затем можно говорить об акцентах. Это группы самых крупных, заметных и ярких деревьев и кустарников. При создании любых композиций они всегда есть.

Акцентом может быть пруд, ручей, беседка. Акцентов не должно быть слишком много. Иначе они перестанут быть акцентами . А наша композиция превратится в банальный набор растений и малых архитектурных форм.

При составлении композиции очень важен фон. На фоне дряхлого забора или соседского огорода с картошкой не будет смотреться никакая композиция. Фон нужно и можно создавать. Фоном может служить забор, живая изгородь, вид на лес или поле, газон.

2. Принцип нюанса

Композиция основана на принципе нюанса, когда составляющие элементы схожи между собой.

Примером композиции, основанной на нюансе, может быть смешанный цветник из многолетников разного оттенка розового цвета или композиция из стриженных растений круглой формы разных размеров.

3. Принцип контраста при составлении композиции в ландшафтном дизайне

Контрастными называют цвета, расположенные друг напротив друга в цветовом круге.

У контрастных цветов есть оно замечательное качество: они усиливают действие друг друга. Красное на зелёном, фиолетовый на жёлтом, оранжевый на синем кажутся ярче. Даже если цвета совсем немного, на контрастном фоне он будет заметен.

В ландшафтном дизайне нежелательно использовать контрастные цвета в одинаковых количествах. Какого-то цвета обязательно должно быть меньше, какого-то — больше. Если мы возьмём равные по размеру и контрастные по цвету растения, то будет нарушено оптическое равновесие и наша композиция вряд ли будет гармоничной.

Цветовой круг. Контрастные цвета расположены напротив. Контрастные цвета: красный и зелёный, жёлтый и фиолетовый и т.д.

Нельзя использовать несколько групп контрастных по цвету растений рядом. Всегда должен присутствовать нейтральный фон.

Контрастными растения могут быть не только по цвету, но и по форме. Контрастные по форме растения — конусовидные и шарообразные, колоновидные и шарообразные, колоновидные и распростёртые формы.

4. Принцип неравностороннего треугольника

Это правило применяют не только ландшафтные дизайнеры, но и художники, фотографы, флористы.

Растения или малые архитектурные формы располагают таким образом, чтобы по контуру просматривался неравносторонний треугольник. Один из элементов должен быть самым высоким, второй — чуть ниже, третий — самый низкий.

Треугольник не должен быть прямым. Если один из углов окажется прямым, то один из элементов может заслонить другой и вся группа не будет просматриваться. Т. е, группы не будет.

Если брать правило треугольника в общем виде, то это будет правило трёх. Три формы, три размера, три цвета.

Хорошо смотрится дорожка, уложенная из плитки 3-ех разных размеров одного цвета. Композиции из камней можно выкладывать по принципу : большой- средний-маленький.

5. Составление композиции одностороннего обзора

Композицией одностороннего обзора в ландшафтном дизайне называют группу растений и малых архитектурных форм, обозреваемых только с одной стороны. Чаще всего композиции одностороннего обзора создаются у стены дома, забора, на фоне живой изгороди.

Оптимальное расстояние от нашей композиции до видовой точки должно быть равно высоте растения умноженной на 2 или 2,5. То есть, если предполагается , что куст вырастет до 1,5 м, то оптимальное расстояние от него до зрителя 1,5х2= 3м.

Это правило вовсе не значит, что дерево, высота которого будет 10 м обязательно нужно садить 20м от наблюдателя. Если наше растение вырастет больше, то обычно мы не будем видеть его во всей красе, а будем наблюдать только его фрагмент.

Задумывая композицию одностороннего обзора можно и нужно использовать одинаковые по форме и размеру растения. Или просто — одни и те же растение через определённые промежутки. Это придаст ощущение ритма и целостности.

Композиция одностороннего обзора

Составляя композицию, нужно помнить о том, что какие-то растения будут доминировать, какие-то будут выступать как фон.

Глупо купить самые красивые на ваш взгляд растения в садовом центре и высадить их все вместе одной группой. Это будет не так красиво, как дорого.

Гораздо лучше составить композицию с использованием фоновых растений, подчёркивающих красоту акцентных. Здесь обращайте внимание на растения с серебристой листвой. Сами по себе они не всегда красивы, но вот в группе с другими- просто чудо! Растения с серебристой листвой: лох узколистный и серебристый, облепиха, различные ивы, полыни, некоторые шалфеи и т.д.

Частным случаем композиции одностороннего обзора будет миксбордер.

Ландшафтный дизайн в Минске и области:

Ссылка на основную публикацию